Введение
Страница 2

Проблемой развития памяти как показателя психологической готовности ребенка к периоду школьного обучения является то, что без использования специальных развивающих занятий, в дошкольном учреждении, по формированию основных видов памяти, ребенок будет слабо подготовлен к усвоению школьного учебного материала, в виду более низкого уровня психологической готовности к требованиям, которые предъявляются детям, идущим в первый класс.

Данная работа носит практический характер, так как исследование осуществляется с реальными детьми, которым оказывается психологическая помощь в развитии памяти, что в свою очередь будет способствовать формированию психологической готовности ребенка к школе.

В связи с актуальностью данной проблемы объектом исследования

выступает память как психический процесс.

Предметом исследования

является: психолого-педагогические условия развития памяти детей дошкольного возраста.

Цель исследования

: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи

:

1. Рассмотреть компоненты «психологической готовности к школьному обучению» ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать различные подходы к пониманию и изучению памяти.

3. Проведение пилотажного исследования по рассматриваемой проблеме и соотнесение результата с проверяемой гипотезой.

4. Разработка рекомендаций для педагогов-воспитателей дошкольного образовательного учреждения по развитию данного психического процесса у детей.

5. Выполнение корреляционного исследования по изучению уровня развития психического процесса памяти у детей дошкольного возраста.

В качестве научной гипотезыбыло выдвинуто предположение о том, что использование программы игровых занятий по развитию памяти, с детьми старшего дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня развития памяти и общей психологической готовности к школьному обучению.

Методы и методики исследования:

в работе были использованы коррекционно-развивающие занятия, в виде игровых упражнений по формированию психического процесса память у детей старшего дошкольного возраста (см. прил. 1), консультативно-просветительская работа с педагогами-воспитателями дошкольного учреждения, в виде разработанных рекомендаций по развитию данного психического процесса у детей; использованы методики по изучению уровня развития памяти, такие как: тест кратковременной смысловой памяти, тест слуховой вербальной памяти (вариант теста З.М. Истоминой), тест зрительной памяти (вариант теста Бернштейна). Для изучения психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста использовались методики: тест «Мотивационная готовность» А.Л. Венгер, тест «Самое непохожее» Л.А. Венгер, Тест «Корректурная проба», «Тест Бендер». Для выявления взаимосвязи уровня развития памяти, а именно скорости запоминания материала и психологической готовности использовали методику «Запоминание 10 слов» разработанный А.Р. Лурия (см. прил. 2).

Теоретико-методологическая база исследования:

данная работа создавалась на основе психологической теории деятельности, в рамках которой проводили свои исследования по изучению психологического процесса памяти выдающиеся психологи А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, З.М. Истомина.

Практическая значимость:

результаты выполненного исследования и разработанные рекомендации, обозначенные в работе, могут быть использованы педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений, педагогами-воспитателями при работе с детьми подготовительной к школе группы, для повышения уровня развития памяти детей и общей психологической готовности к школьному обучению.

Страницы: 1 2 

Другое по теме: