Когнитивное развитие
Страница 9

В этом эксперименте, важно, чтобы учащийся в каждой попытке изменял только одну переменную, чтобы компенсирующие соотношения между переменны­ми не ввели его в заблуждение. Если бы увеличилась длина и уменьшил­ся вес и оказалось бы, что эти факторы компенсируют друг друга, то со­отношение между ними так и осталось бы неизвестным, потому что результатом было бы отсутствие изменения. Вес, расстояние, на которое отводят качели, и сила толчка должны оставаться постоянными, пока изменяется длина. Затем длина, расстояние отвода и сила толчка должны оставаться постоянными, а вес изменяться и так далее, пока каждая переменная не будет проверена сама по себе, независимо от других переменных. И только тогда можно узнать, какой эффект оказывает измерение каждой переменной. Pебенок с дооперациональным мышлением не может отделить, или оценить, примененную им (ей) силу движения маятника, которое не зависит от его (ее) действий. («Если вы поднимете его очень высоко, он пойдет быстро».) Учащийся с конкретно-операциональным мышлением изменяет сразу несколько переменных, а потому не может отделить те из них, которые оказывают влияние, от тех, которые его не оказывают. («Нужно попытаться толкнуть его, понизить или поднять бечеву, изменить высоту и вес».)

И только на стадии формальных операций учащиеся сознают, что они должны изменять в каждой попытке только одну переменную, ос­тавляя другие величины постоянными. При этом они обнаруживают принцип исключения: что только длина бечевы влияет на частоту ко­лебаний маятника. («Когда бечева короткая, маятник качается быст­рее».) Три из вышеуказанных переменных, или факторов, должны быть исключены из объяснения, потому что только четвертая — длина бечевы — влияет на результат, а это открытие можно сделать, только если факторы проверяются один за другим.

Дизъюнкция. Ино­гда все переменные величины оказывают влияние в сочетании друг с другом, а иногда некоторые переменные вовсе не оказывают никакого влияния. В любом из этих случаев обнаружение связи между Переменными и вызываемым ими эффектом всегда требует того, чтобы проверять эти переменные одну за другой, оставляя остальные величины постоянными; и только учащиеся с формально-операциональным мышлением способны, по-видимому, использовать эту стратегию.

Равновесие и группа логических трансформаций. Последний из принципов Пиаже объединяет все, что было перед ним.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Другое по теме:

Сознание
Сознание является специфическим органом, присущим человеку. Именно сознание, наличие у человека идеального плана делает возможным реализацию таких его сущностных свойств, как универсальность, неконечность, отождествление себя с другими лю ...

Потребности юношеского возраста в аспекте психологической поддержки.
В жизненном пути человека можно выделить период, когда вопрос о собственной компетентности субъект впервые ставит перед собой сам - это юношеский период, этап индивидуализации самостоятельное вхождение в мир взрослых, предъявляющее молодо ...

Экстремальный опыт личности. Психологическое состояние стресса у военных, переживших экстремальный опыт жизни в военных действиях в Чечне
Военные, пережившие экстремальный опыт жизни в боевых действиях в Чечне, безусловно, также подвергаются психической травме и стрессу. У них развивается посттравматическое расстройство смысла. Военные действия в Чечне можно отнести к экстр ...