Эмоции и чувства как психические явления. Понятие эмоций, их функции
Страница 3

Материалы » Эмоции (виды, особенности, подходы к изучению) » Эмоции и чувства как психические явления. Понятие эмоций, их функции

В зависимости от обстоятельств, свойств воздействующих раздражителей и особенностей личности у человека возникают различные эмоциональные реакции, которые классифицируются по модальности, знаку, различному влиянию на поведение, а также по форме выражения [7,c. 74].

Модальность – основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний [6, с. 190].

По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражение, ярость – гнева; веселье, ликование, торжество – радости.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций – положительные и отрицательные [6, с.191].

По воздействию на организм и влиянию на последующее поведение человека эмоции разделяются на стенические и астенические [6, с. 192].

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность и активность человека, астенические, напротив, снижают. Положительные эмоции чаще оказывают стенический эффект. Большинство отрицательных эмоций выражаются и в той, и в другой форме. Например, под влиянием страха человек может быстро убежать, расчетливо спрятаться, но иногда из-за страха «застывает», не предпринимая никаких активных действий.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанностью [6, с.191].

Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоций любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг – эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх – от легкого беспокойства до ужаса.

По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет, иногда в течение всей жизни [7.с.75].

Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Иногда имеет место одновременное взаимодействие противоположных эмоций, например любви и ненависти или радости и печали. В этом проявляется амбивалентность эмоций как следствие сложного и неоднозначного отношения человека к объекту, вызывающему переживание [6, с. 76].

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Психологические основы музыкального восприятия. Закономерности восприятия музыкальных звуков
Восприятие – это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. [6] В отечественной психологии процесс восприятия рас ...

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения. Психологическая и социальная готовность к школе (соответствующий уровень обводится кружком)
А. Желание учиться в школе 1. Ребенок хочет идти в школу. 2. Особого желания идти в школу пока нет. 3. Идти в школу не хочет. Б. Учебная мотивация 1. Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или при ...

Обзор основных трудов Иоанна Дамаскина
Иоанн Дамаскин оставил множество трудов на различные темы. Большинство из них явились своевременным ответом на актуальные проблемы того времени. «В монастыре он вел жизнь строгую и замкнутую, чутко откликаясь на богословские темы дня»[47] ...