Эмоции и чувства
Страница 1

Жизнь – это комедия для тех, кто думает, и трагедия, для тех, кто чувствует.

/ М. Ларин /

В жизни человека в формировании и развитии его личности эмоции и чувства играют огромную роль. Эмоции возникли в ходе эволюции как способы поведения организмов в типичных ситуациях – это наиболее древние по происхождению психические состояния и процессы. Эмоциями называют такие состояния как страх, гнев, радость, нежность. Жизнь без эмоций была бы невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Чарльз Дарвин, возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей.

Благодаря эмоциям организм хорошо приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не устанавливая параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на них определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно данное конкретное воздействие. По механизму происхождения эмоции генетически связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков – движение скул, сужение век, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз, сжимание кулаков, готовых для удара.

Эмоции служат средством мобилизации организма, позволяющим преодолевать неожиданные ситуации. Некоторое сглаживание эмоций у человека происходит за счет волевой регуляции, но в критических ситуациях эмоции неизменно берут верх над разумным поведением человека. Легко заметить, чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем больше простые эмоциональные реакции, свойственные животным, уступают место сложным и разнообразным формам поведения. Эмоциональные проявления имеют бесчисленное множество оттенков, при этом разнообразие их увеличивается и обогащается с возрастом и приобретенным жизненным опытом. Эмоциональные реакции также зависят от умственного развития человека. Очевидно, что чем выше этот уровень, тем легче человек может понять причину несоответствия между тем, с чем столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому уменьшить свою эмоциональную реакцию. Однако этот контроль, зависящий от умственного развития и позволяющий влиять на проявление собственных эмоций, не всегда бывает постоянным. Лишь немногие способны при любых обстоятельствах сохранять невозмутимость и спокойствие.

Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение активизирует познавательную и волевую деятельность человека. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанной песни. Все эмоциональные состояния носят переходящий характер. Но для каждого человека свойственны типичные состояния, сопровождающиеся характерными для его типа личности проявлениями. Все проявления эмоций причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает, что привело его в то или иное душевное состояние.

Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не готовы, не располагаем информацией, необходимой для адекватной реакции: пешеход, неожиданно выскочивший прямо перед машиной; неожиданный резкий звук; непредвиденная встреча с близким человеком. Все эти случаи вызывают мобилизацию организма, необходимую для быстрого приема дальнейших сигналов. Но эмоция не возникнет, если мы встречаем данную ситуацию с достаточным запасом необходимых сведений. Повторяющийся уже знакомый резкий звук, заранее замеченный пешеход, привычная встреча с любимым человеком не вынуждает организм приходить в состояние повышенной активности.

Зависимость эмоции от количества информации, которой располагает человек, описывается следующим выражением:

Эмоция = Необходимая информация – Имеющаяся информация

Рассмотрим пример проявления эмоций, связанных с удовлетворением какой-либо потребности. Голод толкает нас к холодильнику, где можно найти пиццу, которую мы туда вчера положили, понятно, что от такой «находки» не возникнет никаких эмоций. Но, если вдруг, вопреки ожиданию, окажется, что в холодильнике ничего нет – всплеск эмоций гарантирован.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Виды творчества и их особенности
Творчество издавна делят на художественное и научное. Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художес ...

Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента
В проводимом нами экспериментальном исследовании приняли участие шестеро детей. Они были выбраны мной на основании показаний проведённых тестов по шкале Сириса и использования карт наблюдения за поведением ребёнка в школе. Для проведения ...

Тренинговые методы работы с младшими школьниками
Основными тренинговыми методами для работы с младшими школьниками - являются игровые методы. Они заключают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно - деятельностные, имитационные. Игра может использоваться и к ...