Методы исследования.Страница 4
Можно выделить четыре варианта соотношения планов родительского сочинения:
1) Преобладание плана «Ребёнок» или плана «Родитель» соответственно теме сочинения. В этом случае можно говорить об адекватной центрации автора сочинения на проблемах развития ребёнка или на проблемах воспитания и родительства.
2) Неадекватное теме сочинения доминирование плана «Ребёнок» или плана «Родитель». В подобной центрации проявляются ограниченность родительской позиции. В первом случае это фиксация родителя на ребёнке и его проблемах без должного осознания собственных воспитательных методов воздействия и своей роли в генезисе проблем развития ребёнка, а часто и стремление родителя полностью переложить вину и ответственность за них на плечи самого ребёнка. Во втором случае быстрый отход от проблем ребёнка к обсуждению родителем своих собственных качеств, особенностей поведения, чувств и переживаний, выходящих за пределы детско-родительских отношений, является свидетельством неразрешённых личностных проблем самой матери, её воспитательной неуверенности.
3) Развёрнутое позитивное описание плана «Наши отношения». Более или менее развёрнутое обсуждение взаимоотношений матери с ребёнком является показателем осознания матерью двухстороннего диалогического характера процесса воспитания. Степень развёрнутости плана «Наши отношения» выступает индикатором меры сенситивности матери к всестороннему конструктивному анализу проблем и развития ребёнка.
4) Доминирование плана «Наши отношения» при фактически полной редукции планов «Ребёнок» и «Родитель». Может расцениваться либо как показатель высокого уровня конфликтности отношений и беспомощности матери в попытках их разрешения. Описание отношений носит негативный характер, изобилует примерами конфликтов, ссор, непослушания ребёнка. Либо – как показатель высокой эмоциональной зависимости матери от ребёнка по типу симбиотической привязанности.
Имя ребёнка, используемое в сочинении
, заключает важную диагностическую информацию об особенностях эмоционального принятия ребёнка матерью, избранной ею позиции во взаимодействии с ним, степени близости-дальности матери и ребёнка. Так, уменьшительная форма имени ребёнка может иметь ласкательный или пренебрежительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения матери к ребёнку. Ласкательные прозвища могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребёнка для матери. Избегание имени ребенка в сочинении говорит о недостаточном принятии самоценности ребёнка матерью. Излишне частая замена имени ребёнка местоимением «он» («она») в сочинении может являться фактом эмоционального отражения ребёнка матерью.
Сведения об истории развития ребёнка
. Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего – проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя, тревожность в отношении будущего – как проявление воспитательной неуверенности матери.
Описание качеств и предпочтений ребёнка
. Избирательность матери в выделении определённого сочетания качеств, характеризующих ребёнка (физические особенности и внешность ребёнка, формально-биографические сведения, описание знаний, умений, навыков ребёнка, его достижений, особенности поведения, общения, выполнения требований родителей, описание интеллектуальных, морально-волевых и эмоционально-волевых качеств, особенности полоролевой идентичности), во многом отражает значимость этих свойств для самой матери и позволяет судить о разделяемых ею ценностях воспитания.
Оценка ребёнка в сочинении
Другое по теме:
Интерпретация результатов и рекомендации
Респондент 1.
Девушка, 21 год. Образование неоконченное высшее – обучается на четвертом курсе в университете, работает в модельном агентстве. В анкете указала псевдоним – «Кисочка», что может говорить о кокетстве, желании понравиться люд ...
Классификация лидерства
Существуют разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим некоторые из них.
По отношению руководителя к подчиненным выделяют авторитарное и демократическое лидерство:
· авторитарное – единоличное направляющее воздействие лидера на ни ...
Мотив “семья
животных”
Гюнтер Хорн отмечает , что этот мотив возникает у детей часто спонтанно. Это связано с тем, что дети, с одной стороны, еще более тесно связаны с родительской семьей, чем взрослые, а с другой стороны, у них еще не полностью сформировалось ...