ВведениеСтраница 2
Филиппова Г.Г. указывает на то, что всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях развития ребёнка и своих функциях в уходе за ним. Кроме того, уменьшение количества детей ведёт к тому, что часто первый младенец, с которым встречается женщина, став матерью, - это её собственный ребёнок. В этих условиях помимо возникновения потребности в повышении родительской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств.
В ходе проведённых исследований Филиппова Г.Г. сделала вывод о том, что неготовность принятия материнской роли ведёт к наличию внутреннего конфликта, показателями, которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребёнка, объектное отношение к ребёнку со стороны матери, отсутствие эмоционального принятия себя, как матери, дискомфортное отношение к собственной материнской позиции.
Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.
Перечисленные обстоятельства обуславливают актуальность работы.
Цель
нашего исследования состояла в изучении степени психологической готовности к материнству российских женщин.
Объектом
исследования являются женщины четырёх возрастных групп:
1) женщины в возрасте от 16 до 18 лет;
2) женщины в возрасте от 19 до 20 лет;
3) женщины в возрасте от 21 года 23 лет;
4) женщины в возрасте от 24до 26 лет.
Предметом
исследования являются характеристики социально-личностной, когнитивно-операционной, потребностно-мотивационной готовности к материнству, составляющие психологическую готовность к материнству.
Гипотезы
исследования:
1) психологически более готовы к материнству женщины в возрасте 24-26 лет, так как женщина в этом возрасте в основном определяется в профессиональном плане. Происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка. Кроме того, учёные-медики считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка;
2) наименее готовы к выполнению материнских функций женщины 16 – 18 лет, так как современной наукой установлено, что физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 – 18 лет не наступает.
Для поставленной цели решались следующие задачи
:
1) раскрыть понятие «психологическая готовность к материнству» и определить его составляющие;
2) исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей;
3) подобрать, методический инструментарий для измерения психологической готовности к материнству;
4) провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей.
Методы
и методики
:
1) Метод анкетирования.
2) Рисуночный проективный тест «Мой малыш».
3) Проективная методика «Родительское сочинение».
Другое по теме:
Выводы
Предполагаемая гипотеза подтвердилась. У руководителей нижнего звена, работающих в государственном учреждении социального профиля, доминирует демократический стиль управления.
Лидерство взаимосвязано со стилями управления и стратегия ...
Теоретическое обоснование тревожности детей в системе семьи. Причины
возникновения тревожности у детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенче ...
Определение способностей в русле теории Л.С. Выготского.
К самому понятию «способность» Л.С. Выготский обращался в своей «педагогической психологии», обозначая этим понятием фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции. Д.Б. Эльконин в своем послесло ...