Обзор смысловых концепций
Страница 3

Именно смысл, выступая мотивом, помогает человеку адаптироваться, а смыслоутратность вызывает дезадаптацию. Адаптация - одновременный процесс и результат установления определенных взаимоотношений между личностью и средой, то есть работы личности, в результате которой образуется смысл.

По В. Франклу смысл - основа существования индивида и личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет «экзистенциальным вакуумом». Это глубинное чувство характеризуется ощущением утраты смысла, соединенного с ощущением пустоты. Человек стремится к обретению смысла жизни. Если же это стремление остается нереализованным, то индивид попадает во фрустрацию или экзистенциальный вакуум. Итак, смысл в данной теории, в отличие от других, не субъективен, он зависит от индивидуальных черт личности, и от того в какой жизненной ситуации находится личность. Здесь необходимо отметить, что не человек ставит вопрос о смысле, а жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится отвечать на него - не словами, а действиями. Человек не изобретает смысл, а находит его в мире. Обнаружение смысла - не есть результат логической операции. Его обретение скорее похоже на восприятие гештальта - целостного образа, который мы внезапно находим. Смысл вдруг открывается человеку на фоне действительности.

По Франклу, человек не оторван от общества и культуры, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые функционируют в культуре. Человеку присуща «трансценденция» за пределы самого себя - выход к человечеству в целом, так и к отдельным его представителям, где он и находит многообразие смыслов. В то же время, смысл связан с личным выбором, который производит человек, он результат свободного волеизъявления, волевого акта. По мнению Франкла, смысл жизни можно представить в виде триады, которую составляют ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Ценности - смысловые универсалии, выкристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций. Ценности позволяют обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Согласно теории М.Ш. Магомед-Эминова трактовка смысла в онтологическом горизонте бытия личности в мире позволяет говорить об аутентичности и неаутентичности смыслов личности. Эта проблема подлинности (а не истинности) смыслов буквально сквозит в рассуждениях многих и многих авторов, и здесь она сформулирована, обозначена ясно и открыто. Аутентичность смыслов личности определяется утверждением, осуществлением (или неосуществлением) смыслов в горизонте фактичности смысла бытия, которое само есть свершающееся конкретное событие бытия в мире. Смысл, связываясь с фактичностью личности, обретает не только темпоральность, конкретность, историчность, но и этико-эстетический горизонт ответственного акта конкретно-исторической работы бытия личности, превращаясь в ответственный смысл личности в бытии в мире и времени (мировремени). Тогда можно даже говорить о единственности сингулярного смысла личности - смысле бытия личности, который личность осуществляет в каждом отдельном смысловом акте, моменте свершающегося события бытия человека. Смысл тогда не совпадает со «значением для меня», а выражается как сквозное смысловое движение - ответственная работа смысла (личности), которая проходит (переход) сквозь все отдельные смысловые осуществления, связывая и размещая их в темпоральном «протяжении» истории смысла. В ответственной работе личности сингулярная личность отвечает на зов бытия и вызов небытия. Если она отвечает на зов бытия, то она отвечает и за бытие (следы бытия - последствия).

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Диагностика уровня развития мышления старших дошкольников
Для определения уровня развития мышления старших дошкольников нами были подобраны следующие методики: Методика "Логические задачи" Мозговой штурм Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформир ...

Методика «Диагностика направленности руководителя» А.А. Ершова
Тест конкретных ситуаций разработан и апробирован психологом труда А.А. Ершовым. По его мнению, связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально-психологическими факторами, как позиция л ...

Выводы
­ Психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направления на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса. Объ ...