Заключение

Теоретический анализ литературы показал, что в ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцы оказываются более тревожными и больше нуждаются в поддержке, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться на себя. Первенцы обычно более целеустремленны и настойчивы и поэтому добиваются успеха. Если же они не обладают особыми талантами, но испытывают со стороны родителей давление, это вызывает у них ощущение собственной неполноценности и снижение самооценки и, как следствие, повышенная тревожность.

Первенцы в большей степени нуждаются в одобрении и поощрении, чем их младшие братья и сестры или единственные дети. Поэтому в целом самооценка у первенцев ниже, чем у более поздних детей. Вероятно, множество первенцев испытывают ощущение, что не соответствуют тем идеалам, которые перед ними ставят родители. Таким образом, первенцы оказываются более тревожными, нежели единственные или вторые дети.

Проведенное исследование показало, что выдвинутая нами, в начале исследования, гипотеза нашла свое подтверждение. Большинство первенцев (60%) имеют высокий индекс тревожности в пяти различных ситуациях, а именно: общий индекс тревожности, индекс тревожности, которые показывают двусмысленные рисунки, индекс тревожности в отношении «ребенок-ребенок», индекс тревожности в отношении «ребенок-взрослый» и индекс тревожности в повседневных действиях. Таким образом, если ребенок является первым в семье, т.е. у него есть младшие братья или сестры, то уровень его тревожности будет выше, чем у единственных или вторых детей.

Другое по теме:

Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов
В отечественной психологии проблема индивидуальности и индивидуальных различий рассматривалась в работах ряда психологов (Б.Г.Ананьев, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, И.В. Равич-Щербо, С.Л. Рубинштейн, ...

Стратегии восприятия музыкального произведения. Характеристики роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, особая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен. Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Сущес ...

Внимание, память, мышление и речь
Внимание, память, мышление и речь входят в число позна­вательных процессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и пе­редавать его другим людям. ...