Введение

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое.

Очередность рождения ребенка в семье имеет для него определенные последствия в психологической, социальной и профессиональной сферах, поэтому, нам представляет интерес то, как влияет очередность рождения ребенка в семье на уровень его тревожности.

Например, в ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцы оказываются более беспомощными и больше нуждаются в поддержке, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться на себя. Родители, как правило, бывают более озабочены состоянием здоровья и перспективами на будущее своих первенцев по сравнению с детьми, родившимися впоследствии, т.к. приобретают родительский опыт, становятся более уравновешенными. Они ставят перед первенцами более высокие цели и, соответственно, предъявляют к ним повышенные требования. Если первенец обладает достаточными способностями, то такого рода давление может в дальнейшем способствовать его социальным и профессиональным достижениям. Первенцы обычно более целеустремленны и настойчивы и поэтому добиваются успеха. Если же они не обладают особыми талантами, но испытывают со стороны родителей подобное давление, это вызывает у них ощущение собственной неполноценности и снижение самооценки.

Первенцы (как мужского, так и женского пола) при наличии младших детей в семье в большей степени нуждаются в одобрении и поощрении, чем их младшие братья и сестры или единственные дети. Поэтому в целом самооценка у первенцев ниже, чем у более поздних детей. Вероятно, множество первенцев испытывают ощущение, что не соответствуют тем идеалам, которые перед ними ставят родители.

Объектомисследования является развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Предметисследования зависимость уровня тревожности от очередности рождения у дошкольников.

Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы

, если ребенок является первым в семье, т.е. у него есть младшие братья или сестры, то уровень его тревожности будет выше, чем у единственных или вторых детей.

Именно поэтому, целью исследования является влияние очередности рождения на тревожность дошкольника.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи

:

1. Ознакомиться с причинами возникновения тревожности у детей дошкольного возраста;

2. Изучить особенности эмоциональной сферы дошкольника;

3.Проанализировать влияние очередности рождения на эмоциональное состояние ребенка.

4. Провести исследование тревожности детей в зависимости от очередности рождения;

5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

Другое по теме:

Возрастные особенности развития мышления у дошкольников
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств ...

Возрастные особенности памяти
С момента рождения у человека существует способность к непосредственному запечатлению образов. Именно потому память детей характеризуется легкостью запоминания любых воспринимаемых впечатлений. На этом основании считалось, что память ребе ...

Специфика психических образований человека
Психические образования — это психические явления, фор­мирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит осо­бое сочетание знаний, навыков и умений. Они представляют собой резу ...