Собственное исследование.
Страница 1

Исследование которое было проведено мной, несомненно отличается от вышеприведенных исследований, поскольку пока ни образование, ни опыт не позволяет мне заниматься серьезной диагностикой влияния того или иного физического, психосоматического или психического заболевания на преобладание механизмов психологической защиты. Мной была сделана попытка исследовать существуют ли различия ведущих защитных механизмов у мужчин и женщин, а так же насколько существенна эта разница и меняются ли наборы защитных механизмов с возрастом.

В тестировании принимал участие 31 человек (13 мужчин и 18 женщин) различного возраста, образования и социального статуса. Наличие тех или иных заболеваний во внимание не принималось.

Как выяснилось в результате тестирования – разница в использовании защитных механизмов мужчинами и женщинами существует, и она довольно отчетлива.

Самым преобладающим «мужским» механизмом защиты в данной группе является «замещение», встретившиеся у 9 из 13 опрошенных мужчин (это около 70%). «Замещение» относиться, как уже говорилось, к агрессивной диспозиции, и, возможно, природная агрессивность, присущая любому мужчине, проявляется именно в этом защитном механизме. Что примечательно, подобный защитный механизм встретился всего у одной из опрошенных женщин, имеющей 2 высших образования (оба технические) и занимающейся «мужской» профессией.

Как самый «женский механизм» выступила «регрессия», встретившая у 11 из 18 женщин (около 61 %). Даже поверхностного взгляда достаточно чтобы заметить, что большинство женщин склонны к инфантилизму, т.е. при любой конфликтной ситуации «впадать в детство», склонны вести себя как ребенок (например, первая и самая распространенная реакция на стресс – слезы).

Так же преобладающим «женским» механизмом выступило «отрицание» (у 10 из 18 женщин (55%)). «Отрицание, выражаясь в неприятии нежелательных черт личности, чувств, как собственных, так и окружающих (имеется в виду объект переживания), ведет к существенному искажению действительности, повышенной внушаемости и доверчивости. Данных моего опроса, конечно, не достаточно, но кто знает, не лежит ли подобный защитный механизм в основе пресловутой «женской логики».

С увеличением возраста в женской части группы опрошенных наблюдается снижение преобладания «регрессии» и увеличение встречаемости «реактивных образований». Это может быть следствием длительного преобладания как раз механизма «отрицания».

В мужской группе тоже наблюдаются изменения. Здесь, напротив, встречаемость механизма «замещения» увеличивается, параллельно с этим начинает преобладать и другой механизм – «компенсация». Объяснить это можно, на мой взгляд тем, что взрослея, мужчине приходится преодолевать все большее количество препятствий (в том числе и свои внутренние комплексы) на пути личностного становления и профессионального развития, карьерного роста. Происходить это может, в том числе, и через развитие противоположных своим «слабым» качествам – более «сильных». В ходе успешного достижения результата, природная агрессивность направляется в «нужное русло» и даже помогает в еще более успешном развитии. Если же по той или иной причине мужчина не достигает успеха в, так скажем, мужских делах – карьере, бизнесе, агрессивность, вызванная своей неуспешностью может стать причиной деспотизма. Своеобразный выход внутренней агрессии человек находит в алкоголизме.

Самым редко встречающимся у женщин механизмом психологической защиты выступило «замещение», а у мужчин – «проекция».

Что касается всей группы опрошенных были отмечены следующие особенности: с повышением образовательного уровня, например, у людей со средним-специальным и особенно высшим образованием наблюдается рост преобладания механизма – «реактивные образования» ( как и в более старшей по возрасту группе женщин). У людей со средним образованием преобладающим являются «отрицание» и «вытеснение».

Социальный статус тоже оказал свое влияние на выделение каких-либо механизмов психологической защиты в преобладающие. Например, у части группы, занятых физическим трудом, преобладающим выступили механизмы «отрицание» и «замещение». У служащих, т.е. более занятых умственным трудом – ведущий механизм – «регрессия». А у бизнесменов, т.е. людей, имеющих свое дело – «компенсация».

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Развитие познавательных процессов у младших школьников
Развитие восприятия. Восприятие – процесс приема и переработки младшим школьником различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Этот процесс завершается формированием образа. Хотя дети приходят в школу с достаточно развит ...

Проектирование пространственно-предметного компонента развивающей образовательной среды
Организации пространственно-предметного компонента образовательной среды уделялось внимание ещё в «Великой дидактике» Коменского. Причём, пространственно-предметная среда учебного заведения рассматривалась им, прежде всего, с точки зрения ...

Применение неформализованных методов в изучении «феномена» социальной идентичности. Метод интервью-гайд.
Концепт социальной идентичности обладает существенными возможностями, позволяющими предсказывать и интерпретировать различного рода социальные связи и взаимоотношения индивидов друг с другом. Это отражается уже в самой дефиниции понятия с ...