Особенности взаимоотношений взрослых и детей в ситуации повторного брака
Страница 1

Материалы » Особенности семейных отношений в повторном браке » Особенности взаимоотношений взрослых и детей в ситуации повторного брака

Когда люди становятся родителями (в результате беременности, усыновления ребенка или повторного брака), они оказываются в ситуации нарушенного равновесия, адаптация к которой требует значительных усилий. Родители стремятся установить тесные взаимоотношения со своим приемным ребенком, однако при этом они также хотят сохранить хорошие супружеские отношения, дружеские связи и, возможно, продолжить свою профессиональную карьеру.

Ряд исследователей семьи, говоря о повторном браке считают, что повторный брак возникает в том случае, когда один или оба из вступающих в новую связь партнеров имеют по одному или несколько детей. Именно наличие ребенка определяет возникновение ситуации повторного брака.

Е.П.Ильин указывает на то, что в результате повторных браков мужчины могут оказаться в новой для них роли отчима, а женщины - мачехи. Мачехи часто сталкиваются с большим количеством проблем, чем отчимы. Им приходится преодолевать огромные трудности, чтобы достичь взаимопонимания с детьми мужа, отчасти из-за существования стереотипа "злой мачехи" (вспомним многие сказки, в которых мачеха старается погубить падчерицу), а частично из-за того, что мачехи проводят с детьми больше времени, чем отчимы. Вносят свой "вклад" и пасынки с падчерицами, в случае, если они не согласны с разводом своих родителей.

По мнению Е.П.Ильина, с отчимом сформировать хорошие отношения девочкам труднее, чем мальчикам. Предполагается, что это происходит потому, что после развода у девочек бывают тесные отношения с матерью, и она рассматривает появление отчима как вторжение в них; у мальчиков же после развода часто бывают конфликтные отношения с матерями.

Конечно, ребенок перенес тяжелейшую душевную травму: расстались два любимых им человека. Он помнит только хорошее о том, кого нет рядом. Всегда оказывается преувеличенной оценка отца, ушедшего в другую семью, или матери, даже если она была лишена родительских прав за алкоголизм или безнравственное поведение. Оставшись с одним из родителей, ребенок невольно требует от одного все, что получал раньше от двоих. Да и одинокие отец или мать, сами обделенные супружеской лаской, болезненно переживают вину перед ребенком, свое родительское чувство. Это сильнее привязывает родителя и ребенка друг к другу, и нового человека встречает ревностное отношение к нему. Дочь заявляет матери: "Нам другой отец не нужен". Сын говорит, обращаясь к мужчине, полюбившему его мать: "Вы здесь не нужны, мы без вас хорошо живем. И мне второго отца не надо, у меня есть один". Это невосприятие ребенком будущего отчима или мачехи естественно.

Но опыт показывает, что сопротивление это сильно лишь на первых порах и чаще всего в так называемом трудном подростковом возрасте - от 10 до 14-15 лет. Поэтому второй брак желательно заключать, когда ребенку 5-6 лет и он остро переживает, что у него нет отца и ищет себе папу среди окружающих его мужчин, знакомых мамы.

Яростное сопротивление ребенка второму браку: оно постепенно гаснет, неизбежно наступает примирение, а потом и признательность новому отцу или матери, если они любят свою семью и заботятся о ней. И не надо бояться трудностей в воспитании детей при повторном браке. Гораздо легче отрегулировать отношения между отчимом и пасынком, мачехой и падчерицей, чем одному воспитывать их.

Отношения с детьми легче строить во втором браке, если в семье есть дети от первого брака и общие, когда всех воспитывают, как родных, не делая между ними никаких различий.

В семье с несколькими детьми неродной ребенок для одного из супругов перестает быть исключительностью, становится помощником родителей в воспитании младших, приобретает статус старшего. Его собственные проблемы отодвигаются на второй план, а отношения с мачехой или отчимом перестают довлеть над ребенком. Сложная проблема второго брака - неродные дети - тем самым находит путь к своему решению. Разумеется, все это справедливо только при одном чрезвычайно важном условии: если неродной ребенок будет обделен по сравнению с родным. Здесь от супругов требуется чрезвычайный такт. Ведь и в обычной семье при появлении второго ребенка у первого нередко возникает ревность ко второму: все внимание со старшего переключается на младшего, да и еще и обязанностей у старшего прибавляется. Когда старший еще и "неродной", то это требует особого внимания к нему супругов.

Одна из самых больших трудностей в отношениях между пасынком или падчерицей с новым родителем – это проблема воспитания и дисциплины, проявляющаяся в попытках отчима или мачехи вести себя так, как биологический родитель.

К несчастью, эти отношения поначалу часто отягощены неприязнью и конфликтами. Дети всегда чувствуют горечь и обиду после развода родителей, и зачастую ребенок выражает эти эмоции так, как умеет: плохим поведением, сквернословием, капризами, и новоиспеченному родителю практически невозможно остаться в стороне от воспитания и наказания ребенка. Тем более что ребенок, перенесший моральную травму в результате развода, зачастую провоцирует отчима или мачеху своим плохим поведением, с целью выяснить границы терпения нового члена семьи, а также насколько далеко он может зайти в своей реакции.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Результаты констатирующего этапа эксперимента
Образ -Я и его представление о себе характеризуется через степень выраженности у него таких психических свойств, как самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфли ...

Психологическая устойчивость личности
Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабиль­ный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, рав­новесие» [2]. Термин stability переводится как: ...

Психологическое влияние игры на развитие дошкольника. Роль игры в психическом развитии ребенка
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В иг ...