Заключение
Количество воздействий на нас настолько велико, что нельзя и помыслить о том, в каком напряжении должен находиться адресат, чтобы проконтролировать и проанализировать все свои собственные состояния, сдвиги поведения партнёра и ситуации. Часто адресат воспринимает манипуляцию лишь на подсознательном уровне, даже не догадываясь о факте её присутствия.
Однако самые сильные, и грубые, воздействия всё же можно выявить и предотвратить. Для этого следует следить за сохранением целостности своего Я, прислушиваться к своему внутреннему голосу и сопоставлять его сигналы с внешним поведением оппонента.
Что касается специалистов, то здесь умение защитить себя от манипуляции, мне кажется, является одним из базовых факторов. Руководитель российской фирмы «Имеджленд Public Relation» Вероника Моисеева считает, что одна из задач специалистов – это «оказание воздействия на ключевые аудитории». Это подразумевает под собой, надо полагать, оказание манипулятивного воздействия. Однако положение, при котором человек влияет сам, но не умеет распознавать чужое влияние и защищать себя от него, таит в себе опасность быть «убитым» своим же оружием.
Р. Чалдини «Психология влияния»: «Теперь я уже свободно могу в этом признаться. Всю свою жизнь я был тем, кого одурачивают».
Самые любимые психологические защиты руководителя моей практики – «Чувства должны быть излиты», «Компенсация или Гиперкомпенсация», «
Интеллектуализация»,
«Изоляция аффекта», «Рационализация».
Менее любимые – «Аннулирование или Возмещение», «Расщепление Эго», «Вытеснение, Подавление или Репрессия», «Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка», «Сам дурак»
.
Большинство руководителей очень любят использовать защиту под названием «всемогущий контроль. Руководитель моей практики ее использовала реже.
Защиту под названием «
Я сейчас все объясню»
она использовала только в случае разговора с начальником.
Остальные она никогда не использовала.
Постоянные посетители любили использовать следующие психологические защиты: «Интеллектуализация», «Вымещение, Замещение или Смещение», «Расщепление Эго».
Защиты «Я сейчас все объясню», «Рационализация», «Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка», «Компенсация или Гиперкомпенсация», «Аннулирование или Возмещение», «Отрицание», «Идентификация с агрессором» они использовали реже.
Остальные они почти не использовали.
Любимые защиты непостоянных посетителей: «Я сейчас все объясню», «Рационализация», «Расщепление Эго».
Используемые ими довольно часто: «Сам дурак», «А я и забыл», «Чувства должны быть излиты», «Изоляция аффекта», «Вымещение, Замещение или Смещение», «
Вытеснение, Подавление или Репрессия», «Расщепление Эго», «Отрицание», «Диссоциация».
Остальные почти никто не использовал.
Другое по теме:
Стили поведения в конфликтных ситуациях.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями[[10]].
В числе основных с ...
Теоретические аспекты изучения отклоняющегося
поведения подростков. Социально-психологические
причины и факторы дезадаптации у подростков
Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема. Основные причины отклоняющегося поведения людей вообще и подростков, в частности, объясняют различн ...
Возрастные особенности развития мышления у дошкольников
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств ...