Экспериментальное исследование взаимосвязи компонентов самоотношения и
особенностей межличностной сферы у руководителей разных звеньев управления. Описание выборки и методов исследованияСтраница 1
Для проведения исследования была организована выборка из 60 человек, из которых были сформированы 2 группы. В первую группу вошло 30 руководителей среднего звена в возрасте от 25 до 50 лет. Все 30 человек (100 %) занимают должности начальников финансово-хозяйственного отделов. Вторую группу составили 30 руководителей нижнего звена в возрасте от 23 до 45 лет. Все 30 человек (100%) занимают должности заведующих отделами учета и отчетности.
Анкетирование на тему: «Значение саморазвития в жизни современного руководителя»
Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами. Одним из первых использовал этот метод Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Метод анкетирования обладает следующими достоинствами:
- высокой оперативностью получения информации;
- возможностью организации массовых обследований;
- сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
- отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;
- невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.
Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:
- отсутствие личностного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;
- не всегда достаточна достоверность подобных "самоотчетов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел. Анкетирование считается вспомогательным методом исследования [12].
Бланк анкеты представлен в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Методика диагностики самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.
Самоотношение человека еще недостаточно исследовано в психологической науке. Самый заметный вклад в разработку данного вопроса внесли И.И. Чеснокова, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев. Согласно взглядам, эмоционально-ценностное отношение к себе – это специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, о чем она узнает, что понимает, открывает относительно самой себя. Это личностное образование, которое непосредственно выражает смысл Я для самого субъекта. Самоотношение личности имеет сложное строение. В.В. Столин и С.Р. Пантилеев выделили в основе макроструктуры самоотношения такие базовые измерения: самоуважение, аутосимпатию, самопрезрение и самоинтерес, каждое из которых имеет позитивный и негативный полюс.
Самоуважение выступает как социальный аспект, нормативная самооценка. Здесь четко фиксируется оценочный компонент самоотношения, что предусматривает сравнение себя, своих действий и поступков с другими; или же внутреннее обоснование, объяснение того, почему определенные собственные поступки оцениваются позитивно, а другие наоборот.
Аутосимпатия – это представление о себе как самоценности; это чувства, связанные с симпатией – неприязнью, привлекательностью – непривлекательностью субъекта для самого себя.
Самопрезрение – это эмоциональная неудовлетворенность, переживание разлада и несогласованности собственного Я.
Самоинтерес отражает переживание внутренней дистанции, субъективной близости к объекту отношения.
Дальнейшее исследование В.В. Столина и С.Р. Пантилеева показали, что кроме отмеченных базовых измерений составляющих самоотношения можно также выделить:
- ожидание положительного отношения от других – значимость для субъекта положительного мнения о нем других людей, особенно значимого окружения; одобрение его поступков, взглядов и т.д.
-самопринятие – безоценочное позитивное отношение к себе, несмотря на существущие недостатки;
-саморуководство, самопоследовательность – ощущение управляемости и подчиняемости Я; способность рационально организовывать свое поведение;
Другое по теме:
Конструирование системы работы по снижению школьной тревожности детей
младшего школьного возраста.
Работа по снижению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.
Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: ...
Современные дети и современные игры в зеркале
психологии
Сохранилось ли значение игры как ведущей деятельности у современных дошкольников? Как и во что играют сегодня дети?
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключ ...
Практическая работа по формированию национального самосознания детей
старшего дошкольного возраста. Организация исследования
Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности.
Непомнящая Н.И. отметила значимость для становления личности именно с ...
