Виды психических процессов
Страница 2

Экстрасенсорные возможности » Виды психических процессов

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Согласно принципу доминанты А.А. Ухтомского, концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Важнейшими психическими процессами человека являются мышление и речь.

Мышление представляет собой порождение нового знания. Это активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на момент времени не существует. Мышление понимают как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений [7].

Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или иную цель, на решение определенной задачи, всякий реальный мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Мышление отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, которые существуют между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии у человека нет. Свойства явлений вещей, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. В действительности мышление как отдельный психический процесс не существует. Оно незримо присутствует в остальных познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением. Степень его участия во всех познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия закономерностей и существенных свойств, их внутренних связей. Оно выполняется при участии анализа и синтеза [43].

Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.

Психофизиологические исследования участия в решении умственных задач голосового аппарата доказывают неразрывную связь процесса мышления человека с речью. Электромиографическое исследование работы голосового аппарата в процессе мыслительной деятельностью показало, что в самые напряженные и сложные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Активность голосовых связок выступает в двух формах: фазической и тонической. Фазическая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а тоническая — в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы (техническая запись движений голосовых связок). Первая форма речедвигательных потенциалов связана со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как вторая — с общим повышением речедвигельной активности. И это доказано экспериментально.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Стратегии при определении этнической идентичности.
Процесс этнической идентификации представляет собой не только осознание индивидом членства в группе, но и принятие группой индивида, когда общество «решает», членом какой группы является его подрастающий член. И все-таки в случае неблаго ...

Опытно-экспериментальное изучение проблемы тренингов общения с младшими школьниками как средства коррекции школьной дезадаптации. Особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьно
Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде. Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной, «скачущей» успеваемости ученика (особенно в ...

Стили поведения в конфликтных ситуациях.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями[[10]]. В числе основных с ...