Вывод

На основе тестирования группы ИСТ-212 не удалось выявить некую закономерность в реакциях и проявлении личностных качеств (кроме самых общих, как например: отсутствие полной реакции при выборе 5 или более портретов данного типа с однотипным знаком (лишь «+» или лишь «-»)), что говорит о предполагаемом отсутствии корреляции в настоящий момент получения профессионального навыка и выработки соответственной структуры поведения и мышления. Тенденция на увеличение факторов «е» и «р» служит не проявлением начальных этапов профессионального становления, но субъективными особенностями из числа опрошенных группы «ИСТ». Следует также отметить излишнюю категоричность некоторых клинических оценок, склонность к гипердиагностике. Так, опыт показывает, что амбивалентные ответы в норме встречаются у хорошо сбалансированных спокойных людей как признак отсутствия неудовлетворенных влечений и патологического напряжения при некоторой гипоэмоциональности. У Сонди в ряде случаев такие показатели трактуются как симптоматические проявления выраженной патологии; при этом у него же можно встретить и такой комментарий, который позволяет отнести полученные данные к нормальным реакциям. Это лишний раз должно напомнить о необходимости дополнения данных одного психодиагностического метода другим, причем они должны отличаться по типу предъявляемого стимульного материал: вербальные тесты лучше дополнять невербальными, проективные тесты - опросниками. Вслед за этим расхождением с классическими психоаналитическими постулатами следует другое, связанное с вышесказанным: психоанализ как способ коррекции невротических отклонений не может формировать новые защитные механизмы взамен разрушаемых в процессе психотерапии порочных форм защиты без учета базисных личностных свойств. Если в арсенале личности какие-либо формы защиты не имеют базисной основы, то они не могут быть сформированы, и в этом случае руинизированная психотерапевтом личность окажется еще более дезадаптированной, чем до психоаналитического лечения: старые механизмы защиты порушены, а новые, искусственно прививаемые, не формируются, т.к. не являются органичными для данного индивида. Отсюда вывод: любой вид психологической коррекции должен опираться на психодиагностическое исследование. Лишь оно дает четкое представление не только о тех формах защиты личности, которые очевидны при внимательном наблюдении и углубленной беседе с индивидом, но позволяет также судить о наличии других, латентных свойств, являющихся базой для формирования более конструктивных защитных механизмов, обеспечивающих адаптацию личности к сложным условиям. Наилучшим выходом из сложившейся ситуации считаю повторное тестирование группы на третьем, четвертом и пятом курсах обучения для дальнейшего сравнения и обработки материала с целью установки периода и степени силы поступающего воздействия профессиональных черт на психологический портрет индивида.

Другое по теме:

Мотив “дерево”
Гюнтер Хорн отмечает [12], что образы, которые ребенок представляет после задания мотива дерева, можно анализировать одновременно в двух планах - на субъектном уровне и на объектном уровне. На объектном уровне образ дерева символизирует ...

Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте
Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна ...

Бесконечность человека
Проблема бесконечности (неконечности) человека интересовала многих философов. В трудах С.Л. Рубинштейна акцент делается на понимании человека как микрокосма, В. А. Петровского, который рассматривает способность трансцендировать, считая вы ...