Неофрейдизм
Страница 5

Лакан соединяет психоанализ с лингвистикой. Сердцевину его структуралистского подхода выражают формулы "бессознательное - это язык", "бессознательное структурировано как язык". Лакан фиксирует внимание на роли лингвистических методов описания бессознательных проявлений личности. Тезис Декарта - "я мыслю, следовательно, существую", в основе которого лежит идея о полном совпадении субъекта мышления и субъекта существования, он преобразует в другой тезис - "я мыслю там, где я не существую", т.е. субъект не есть высказывание, потому что мотивировка речевого высказывания бессознательна. Бессознательное - это речь "Другого", выступающего в роли субъекта. Оно скрывается в межсубъектном языковом взаимодействии врача и пациента и раскрывается в ходе "речевой работы" в ситуации их диалога. В этой работе Лакан опирается на приемы исследования, разработанные Ф. Соссюром, Р. Якобсоном и др. Опора на строгие научные приемы преследует не только чисто практические терапевтические цели, но, прежде всего, отражает стремление к подлинной объективности и научности психоанализа, в отличие от свободных интерпретаций в духе интуиции, понимания и т.п., придающих психоанализу характер трудно проверяемых построений. Таким образом, сегодня неофрейдизм представляет множество различных концепций и подходов, очень отдаленно связанных между собой. Как отмечают Д. Шульц и С. Шульц, "некоторые современные варианты психоанализа уже настолько далеко ушли от его изначального, фрейдовского варианта, что сохраняют свое название лишь для того, чтобы отличить себя от бихевиористской и экспериментальной линии в психологии".

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по теме: