Характеристика стресса
Страница 1

Стресс – это необычная реакция организма на любое сильное воздействие. «С точки зрения стрессовой реакции, – писал Г.Селье, – не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение или интенсивность потребности в перестройке, или адаптация» [13,с.413].

Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности, а могут «жить» в воображении человека.

Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. При этом стресс, превышающий возможности нашего организма, истощает энергию, нарушает деятельность, заставляет чувствовать себя бесполезными и ненужными.

Можно сказать, что стрессы составляют естественную часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером сказанному может служить то, как люди сами загоняют себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем они не торопятся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получают удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов [13, с. 413].

Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интерес к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», – отмечал Г.Селье.[13, с. 413].

В настоящее время, в зависимости от результатов стресса, ученые различают [13, с. 414]:

– эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм);

– дистресс (отрицательный стресс с нежелательным, вредоносным эффектом).

В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому.

Физиологические механизмы мобилизуют организм в ответ на то воздействие, которому он подвергся. Такие реакции чаще связанные с «борьбой или бегством», формируются на уровне автономной нервной системы автоматически. То есть мы не можем повлиять на их проявления так же, как не влияем на прилив крови к желудку во время еды или к коже, когда мы заходим в холодную воду. Тело осознает необходимость ответа и осуществляет его без нашего указания. Проблема заключается в том, что любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.

Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями, проследившими смертность от коронарной болезни у представителей 13 профессиональных групп. Выяснились довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты – в 5 с лишним раз [13, с.414].

В других исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. На первый взгляд, между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Но если вдуматься, это общее обнаружить нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.

Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный [13, с.415].

Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличение ошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным, неспособным оценивать существующие условия или прогнозировать последствия [13, с. 416].

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда в течение длительного времени человек остается один на один со своими переживаниями [13, с. 416].

При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее возлагается на других людей. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Описание и обсуждение результатов исследования. Выводы
Этот этап проходил через полгода работы. Задачи 3 этапа: - вновь провести уже использованные диагностические методики, направленные на выявления уровней знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, а ...

Анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы с подростками отклоняющегося поведения.
В настоящее время с повышением криминальной активности. Которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы. Заглянем немного назад, когда ...

Интеллект руководителя. Понятие интеллекта в психологии
Связь интеллекта с управлением, с эффективностью управленческой деятельностью представляется предельно самоочевидной и первостепенной по значимости. В силу этого можно было бы ожидать, что тема «интеллект руководителя» хорошо и подробно и ...