Жизненный цикл развития личности
В теории Э. Эриксона развитие личности рассматривается как прерывная последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий. На каждой стадии человек должен сделать жизненно важный «выбор» между двумя полярными отношениями к миру и себе (между доверием и недоверием к миру, между инициативой и пассивностью и т.п.). Сложившееся отношение к обществу, другим людям, к труду и себе выражается в новом качестве личности – позитивном или негативном. Моменты перехода от одной стадии к другой являются критическими, т.е. становятся поворотными пунктами, решающими моментами выбора между прогрессом и регрессом. На каждой стадии происходит столкновение ребенка со средой, причем окружение передает ребенку свои специфические представления и понятия, направляет развитие его пути, оптимальному для его психологического благополучия в условиях данной культуры, определяя целостный жизненный путь личности. Купить керамогранит под дерево для пола keramogranit24.ru.
Схема развития личности по Э. Эриксону
Стадии развития |
Область соц. отношений |
Новообразования |
Результаты прогрессивного развития |
1. младенческий возраст |
Мать |
Доверие – недоверие |
Энергия и жизненная радость |
2. ранний возраст |
Родители |
Автономность – зависимость, страх, сомнения |
Контроль |
3. дошкольный возраст |
Родители, братья и сестры |
Инициатива – чувство вины |
Целеустремленность |
4. предубертатный возраст(6-12 лет) |
Школа, соседи |
Трудолюбие – чувство неполноценности |
Компетентность |
5. юность(13-18 лет) |
Группы сверстников |
Идентичность – непризнание |
Привязанность и верность |
6. ранняя зрелость(третье десятилетие) |
Друзья, любовники; соревнование, сотрудничество |
Близость – одиночество |
Аффилиация и любовь |
7. средний возраст |
Профессия, родной дом |
Продуктивность – застой |
Творчество и заботы |
8. поздняя зрелость |
Человечество, ближние |
Внутренняя стойкость - безнадежность |
Отрешенность, мудрость |
Другое по теме:
Возраст
Как показывает опыт, дети до достижения латентного возраста, т. е. до 6 ‑ 7 лет[8], особенно сильно подвержены воздействию образов и вызываемых ими эмоций. Этот период сравнивают даже с возрастом фантазий или возрастом сказок, в кот ...
Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного
возраста в работах отечественных психологов
В отечественной психологии проблема индивидуальности и индивидуальных различий рассматривалась в работах ряда психологов (Б.Г.Ананьев, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, И.В. Равич-Щербо, С.Л. Рубинштейн, ...
Организация и проведение диагностики психических
процессов у людей, имеющих экстрасенсорные способности. Цели и задачи исследования
Цель проведения экспериментального исследования — провести сравнительный анализ развития психических процессов у людей, имеющих и не имеющих экстрасенсорные способности.
К основным задачам исследования относятся:
1. Организация проведен ...