Жизненный цикл развития личности

Материалы » Развитие воли у человека » Жизненный цикл развития личности

В теории Э. Эриксона развитие личности рассматривается как прерывная последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий. На каждой стадии человек должен сделать жизненно важный «выбор» между двумя полярными отношениями к миру и себе (между доверием и недоверием к миру, между инициативой и пассивностью и т.п.). Сложившееся отношение к обществу, другим людям, к труду и себе выражается в новом качестве личности – позитивном или негативном. Моменты перехода от одной стадии к другой являются критическими, т.е. становятся поворотными пунктами, решающими моментами выбора между прогрессом и регрессом. На каждой стадии происходит столкновение ребенка со средой, причем окружение передает ребенку свои специфические представления и понятия, направляет развитие его пути, оптимальному для его психологического благополучия в условиях данной культуры, определяя целостный жизненный путь личности.

Схема развития личности по Э. Эриксону

Стадии развития

Область соц. отношений

Новообразования

Результаты прогрессивного развития

1. младенческий возраст

Мать

Доверие – недоверие

Энергия и жизненная радость

2. ранний возраст

Родители

Автономность – зависимость, страх, сомнения

Контроль

3. дошкольный возраст

Родители, братья и сестры

Инициатива – чувство вины

Целеустремленность

4. предубертатный возраст(6-12 лет)

Школа, соседи

Трудолюбие – чувство неполноценности

Компетентность

5. юность(13-18 лет)

Группы сверстников

Идентичность – непризнание

Привязанность и верность

6. ранняя зрелость(третье десятилетие)

Друзья, любовники; соревнование, сотрудничество

Близость – одиночество

Аффилиация и любовь

7. средний возраст

Профессия, родной дом

Продуктивность – застой

Творчество и заботы

8. поздняя зрелость

Человечество, ближние

Внутренняя стойкость - безнадежность

Отрешенность, мудрость

Другое по теме:

Проблема воспитания и обучения одаренных детей
Долгое время было привычным утверждение о всемогуществе воспитания. Физиолог И.П. Павлов, характеризуя чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности человека, ее огромные возможности, писал: «…ничто не остается неподвижным, непода ...

Становление низших форм поведения и психики (концепция Леонтьева-Фабри)
В данной концепции выделяют две стадии. Первая – стадия элементарной психики – имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия перцептивной психики – имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий разви ...

Психология развития Жана Пиаже
Наибольший вклад в наше понимание когнитивного (или интеллектуального) развития (и даже эмоционального развития) был сделан швейцарским биологом Жа­ном Пиаже. Пиаже, который умер в 1980 г. в возрасте 84 лет, потратил 60 лет своей жиз-ни, ...