Введение
В процессе взаимодействия людей в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни возникают противоречия, именуемые конфликтами.
Конфликты существуют на земле столько, сколько существует человек. «Духовным » отцом теории конфликтов считается древнегреческий философ Гераклит. Исследователи теории конфликтов делают так же ссылки на учения древних философов Греции Сократа, Платона, Аристотеля, а также представителя немецкой классической философии Гегеля и др.
Роль конфликтов и способы управления ими в современном обществе так велики, что во второй половине XX в. выделилась особая область знания – конфликтология. В ее развитие большой вклад внесли философия, политология, социология и психология.
Конфликты являются естественным, неизбежным и необходимым явлением, так как представляют собой одно из проявлений закона диалектического развития – единства и борьбы противоположностей. В течении многих лет ученые разрабатывают теорию и практику разрешения конфликтов. Во многих университетах изучаются типы конфликтов – межличностные, групповые, производственные, экологические, этнические, международные. В мировой практике осуществляется обучение по специальности «менеджер по конфликтам».
Практика работы отечественных организаций, деятельность зарубежных фирм показывают, что современным руководителям необходимы знания и навыки по управлению конфликтами.
Существуют несколько определений понятия «конфликт». Американский специалист по социальным конфликтам Л.Козер предложил такое определение: конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Это определение считается классическим. Широко применяется и другое определение конфликта, данная отечественными авторами Ф.М.Бародкиным и Н.М.Коряк : конфликт – столкновение противоположено направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
Конфликты создают неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отвлекают внимание сотрудников от непосредственной работы на «выяснение отношений», что тяжело отражается на нервно-психическом состоянии людей. Тем не менее, конфликты могут обладать не только разрушительной, но и созидательной силой, если их разрешение ведет к улучшению условий труда, внедрению новых производственных и управленческих технологий.
Другое по теме:
Особенности развития внимания
Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях.
Исходя из особенностей внимания учащихся начальных класс ...
Практические задания и тест
Расслабление с помощью волевого самоприказа.
Инструкция: закройте глаза и мысленно произнесите словесные формулы:
«Я хочу сейчас успокоиться»
«Я успокаиваюсь»
«Я спокоен»
«Я совершенно спокоен»
«Я абсолютно спокоен» ...
Исследования А. Бухановского
Профессор Александр Бухановский уверен: серийных убийц можно выявлять и лечить. В России идет охота на детей. За два месяца жертвами преступников стали одиннадцать несовершеннолетних в возрасте от 5 до 10 лет. Кто эти чудовища? Что движет ...
