Культурно-историческая концепция развития психики

Материалы » Концепции развития психики » Культурно-историческая концепция развития психики

Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень психики человека – сознание. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная помять, произвольное внимание, логическое мышление и др.

В концепции Выготского можно выделить три составные части.

1. "Человек и природа".

Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов:

1-й тезис: при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений человека со средой. На протяжении существования всего животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека – человек действует на природу и видоизменяет ее.

2-й тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

II. "Человек и его собственная психика".

Содержит два положения:

1. Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.

2. Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, - "узелок на память" или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью.

Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.

III. "Генетические аспекты".

Труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную операцию. Но позднее, в процессе деятельности, человек стал обращать команды не на какого-нибудь, а на себя. В результате внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять поведением.

Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Этот процесс Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств знаков во внутренние.

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то-же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок принимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения.

1. Высшие психические функции имеют опосредованную структуру.

2. Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных, но своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Другое по теме:

Проблемы и инновации организации пространственно-предметного компонента среды. Проблемы организации пространственно-предметного компонента
Развитие образования на современном этапе возможно только при условии использования психологических особенностей, закономерностей и принципов развития обучающегося (развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и дух ...

Социальное положение пожилых людей
Неприязненное отношение к пожилым закрепляется на последующих этапах развития общества вследствие противоречивости общественного бытия. Усиление классовых антагонизмов привели к тому, что наряду с формированием общечеловеческой гуманистич ...

V5 – привлекательные движения
Танец – это вертикальное выражение горизонтального желания. О значении и важности привлекательных движений много говорить не надо, достаточно посмотреть на окружающий нас животный мир. Наши меньшие братья, лишенные дара речи, позами, дви ...