Заключение

Интеллект в широком смысле — это совокупность всех познавательных особенностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией. Поэтому, все что говорится о восприятии, памяти и мышлении и других познавательных процессах, является одновременно и характеристикой отдельных сторон интеллекта.

Понятие интеллекта определяется как интеграция, т.е. целостная система, единство всех частных (специальных) и общих познавательных способностей человека.

Связь уровня интеллекта с эффективностью управленческой деятельности достаточно сложна и многократно опосредована и зависит от многих дополнительных факторов и, преимущественно, от профессионального опыта руководителя. Кроме этого, важное воздействие на управленческую деятельность оказывает даже не абсолютный уровень интеллекта, а его содержательные особенности, черты практического интеллекта.

Это — те интеллектуальные свойства, которые, складываясь под влиянием управленческой деятельности, сами затем оказывают на нее определяющее воздействие.

Основой для выделения специфических интеллектуальных свойств руководителя является структура его частных и общих интеллектуальных качеств (соответственно свойств отдельных психических процессов и общих способностей). Она, тем не менее, окрашивается в специфические тона под влиянием всего комплекса характеристики управленческой деятельности.

В данной курсовой работе охарактеризованы основные — как общие, так и специфические особенности интеллекта руководителя. Эти особенности, раскрывая интеллект руководителя прежде всего как практически-социальный, теснейшим образом взаимодействуют со всеми иными качествами руководителя — с особенностями его личности, с коммуникативными, мотивационными, регулятивными процессами, с особенностями его эмоциональной сферы, системой межличностных взаимодействий и т.п.

Все эти качества, сквозь призму которых преломляется система интеллектуальной регуляции деятельности, одновременно имеют и важное самостоятельное значение для управленческой деятельности.

[1] Кроме того, практический интеллект гораздо труднее исследовать строгими научными методами, поскольку они должны при этом применяться не в лабораторных, а в естественных условиях профессиональной деятельности.

[2] Теплов Б.М. Ум полководца // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С.52

[3] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. С.89

[4] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. С.85

[5] Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.М., 1996. С.115

[6] Там же С.117

[7] Там же С.120

[8] IQ — intelligence quotient, т.е. коэффициент интеллекта. Он обычно выражается по шкале, предложенной Д. Векслером. Нормальным, средним в ней считается IQ, равный 100—115 баллам.

[9] Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., 1987. С.47

[10] Карпов А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности. М., 1991. С.63

[11] Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998. С.92

[12] Карпов А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности. М., 1991. С.93

[13] Естественно, что в состав интеллекта — в структуру его частных способностей входят также свойства всех иных познавательных процессов, например внимания. Очевидно, что деятельность руководителя предполагает наличие достаточно высокого уровня развития основных сторон этого процесса — устойчивости, объема, переключаемое, концентрации, распределения внимания.

[14] Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. С.118

[15] Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М., 1984. С.38

[16] Психологические проблемы современного руководителя. М., 1982.С.49

[17] Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.М., 1996. С. 89

Другое по теме:

Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Конец раннего детства знаменуется появлением у ребенка феномена ...

Произвольность и свободный выбор как сущностные свойства разума
Обсуждая проблему желательных сил (на наш взгляд это понятие Дамаскина очень близко понятию мотивации современной психологии), Иоанн Дамаскин исходит из следующего понимания природы человека, отражающего взгляд христианской философии. Чел ...

Возникновение и особенности малых спортивных групп
В любом виде совместной деятельности люди объединяются в малые социальные группы и достигают успеха на основе взаимопонимания и согласованности усилий. Спортивная деятельность тому подтверждение. Любая спортивная команда в каждом конкретн ...